Фонтан

У подножия холма, на котором возвышается Мазаракиевская церковь, на северо-западе, у самого берега реки Бык некогда располагался фонтан, откуда в XIX веке весь город Кишинэу брал питьевую воду. Именно на этом месте, где многие века назад находилось сельбище Старого Кишинёва, стоит отреставрировать (тем более, что речь идет о зоне отдыха с аллеями и парками) старинный фонтан, прочистить его, чтобы горожане вновь могли насладиться прозрачной водой. Было бы неплохо поставить вблизи памятник казначею Мазараке, который, согласно документам, был основателем этой церкви. Но не о ней сегодня речь, а о фонтане.

Впервые этот источник с пригодной для питья водой отмечается в господарской грамоте, на которой стоит дата 17 июля 1436 год. Другими словами, фонтан упоминается впервые одновременно с городом в целом. В старинном документе говорится, что господари Молдавского княжества Илие Воевод и его брат Штефан Воевод подарили за верную службу логофетуВанче несколько сел, мельниц и пасек... возле Быка, на той стороне реки, которая ведет кКишинэц Албаша у колодца, где располагается татарское селение, неподалеку от леса. Возможно, отсюда и берет начало история фонтана, ведь и у фонтанов или колодцев есть своя биография, как и у церквей, сел, городов. Но не исключаю, что на дату упоминания этот фонтан уже давно существовал - мы ссылаемся лишь на самый старый сохранившийся документ.

В прошлом население Кишинэу, по утверждению доктора Н. Морошана, который опубликовал ряд статей на эту тему в газете (" Viata Basarabiei ", NN 5-6, 1936), использовало воду из реки Бык родников, расположенных на территории города. Питьевую же воду люди брали из водоразборной колонки, которую все называли "фонталом". По свидетельствам современников, вода поступала сюда из 40 устьев и нескольких колодцев.

ИсследовательФ. Поручик писал в "Бессарабском сельском хозяйстве" (N 4 от 15 февраля 1916 года, стр. 50), что название "фонтал" досталось нам от генуэзцев, которые в XIII- XIV веках держали в своих руках торговлю на Днестре и его притоках. Такие "фонталы", которые называлисьрэзешами "извоаре", а позднее турками - "чишмеле" обустраивались генуэзцами таким образом, чтобы вода из родника поступала в специально приспособленную трубу. По традиции генуэзцы строили "фонталы" в местах привала, которые, как правило, находились неподалеку от населенных пунктов .

Это говорит еще раз о том, что дата основания фонтана и города Кишинэу может быть намного древнее, чем упомянутое впервые в документах.

Лучшей водой в Кишинэу считалась та, которая протекала близ холмаМазараке. Люди брали ее ведрами и водовозными бочками. Этим занимались водовозы, которые пользовались рядом льгот и послаблений при оплате государственных налогов. Тем не менее они сдирали семь шкур с населения города, особенно в ненастную пору, когда бочку воды они оценивали в 1 рубль. По тем временам это были большие деньги, а цена за воду - немыслимо высокой.

Хотя дебит водоразборной колонки был достаточным для населения Кишинэу горожане нередко испытывали дефицит питьевой воды, и это -по причине уловок водовозов, которые пользовались ими, чтобы наживиться.

В 1828 году городская управа сформировала комиссию, которая должна была изучить вопрос водоснабжения в Кишинэу. После проведенного анализа ее члены отрапортовали о плачевном состоянии, в котором находилась водоразборная колонка "фонтал". Вода загрязнялась бочками и ведрами, которыми люди черпали ее, здесь же хозяйки стирали белье, пастухи поили скот. В 1829 году под руководством Иоганна Суелджи, приглашенного из Одессы, началось обустройство "фонтала", которое продолжалось вплоть до 1834 года. Общие затраты составили 28116 рублей. В 30-е годы власти города приступили к массовому строительству колодцев и колонок в разных его частях с тем, чтобы упразднить монополию водовозов на питьевую воду. Сохранилась информация о том, что в 1837 году на Соборной площади были построены 12 колодцев. В 1843 население брало питьевую воду из трех колонок - двух общественных и одной частной. На территории города были всего 215 колодцев.

В том же году был прочищен и благоустроен родник, называвшийся "Буркут" и расположенный на левом берегу реки Бык. Его минеральная вода имела целебные свойства.

Несмотря на эти значительные меры, водоснабжение города оставляло желать лучшего. Вот почему в 1862 году было принято решение о строительстве в Кишинэу водопровода. Однако эта идея была воплощена в жизнь лишь 30 лет спустя. Между тем, глава города распорядился 7 ноября 1869 года сформировать специальную службу надзора над "фонталом". Дума согласилась с этим предложением и ответственным назначается г-н Добромиров.

В том же году начались благоустроительные работы на бетонном бассейне. Руководил ими французский мастер Марсель Сюрубиль. Отстроенный бассейн имел в длину 61,8 метра, в ширину - 12,8 и в высоту 0,7 метра. К тому же он был разделен на четыре секции. Впрочем, это строительство, как и многие другие, последовавшие за ним, мало чем улучшило состояние "фонтала". Здесь, как и прежде, скапливались ил, мусор, песок .

Лишь в последнем десятилетии прошлого века начинается новая эра (современная) в водоснабжении города Кишинзу. В 1893 году был создан коммунальный водозавод. Здесь работали три паровые машины системы Вортингтои. При помощи насосов вода доставлялась из так называемого отвода` "фонтала". По сути, речь идет о воде, поступавшей из того же Мазаракиевского родника.

В 1905 году строится первый артезианский колодец кишиневского водопровода. Его глубина - 131,5 метра. В 1923 году на карте города появляется еще один артезианский колодец, на этот раз глубиной 70,29 метра. Впоследствии (в 1934 году) его глубина была увеличена до 123 метров. Оба артезианских колодца располагались в долине реки Бык, на правом берегу, во дворе водозавода, на 43 и 45 метрах над уровнем моря.

Вода доставлялась при помощи насосов. Суточный дебит обоих колодцев превышал 5500 куб. м. Все же иногда потребности превышали возможности этих колодцев. Такое кризисное положение отмечалось, например, летом 1935 года, когда, по сути, прерывается история Мазаракиевского "фонтала".

В заключение хотелось бы высказаться в поддержку такого предложения: согласно традициям нашего народа, передаваемым из поколения в поколение, храм той или иной местности празднуется в день освящения церкви, который совпадает с религиозными праздниками. В Кишинэу много церквей. Однако лишь Кафедральный собор Рождества Христова может претендовать по расположению на статус центральной. Вот почему приходской священник собора Т. Бортэ предложил, чтобы в будущем храмовой праздник Кишинзу отмечался 25 декабря (7 января по старому стилю), в день, когда освящался Кафедральный собор.

В. ГРОСУ, "Вечерний Кишинёв", 4 октября, 1997 года.

4.6/5 голосов: 20